Реставрация икон и картин – одно из самых сложных и интересных направлений в реставрации. Эта работа требует от мастеров не только знаний, опыта, навыков, но и художественного вкуса, умения работать, точно соблюдая технологию. Реставрация икон – это реставрация темперной живописи, эта процедура обычно затрагивает не только изображение на иконе, но и восстановление основы иконы, которая тоже, как правило, бывает повреждена. Кроме того, реставратору нужно очень хорошо разбираться в различных школах иконописи и ее сюжетах. Например, он должен без труда отличать иконы Божьей Матери Скоропослушницы от Владимирской иконы Богородицы. Также реставратору важно понимать, что икона – это не только живописное произведение, но и предмет духовного почитания.
Техника реставрации картин в некоторых аспектах схожа с реставрацией икон, но, разумеется, имеет и свои особенности, которые, прежде всего, связаны с техникой живописи, выбранной художником для создания живописного полотна. Художественная реставрация живописи и реставрация икон начинаются одинаково – реставратор определяет, какие недостатки и дефекты имеются у восстанавливаемого объекта. После этого можно уже предлагать способы исправления и восстановления иконы или картины. Если вы ищете, где отреставрировать икону, то нужно обратиться в реставрационную мастерскую с грамотными специалистами. Реставрационные услуги всегда довольно дороги, а значит, доверять их исполнение можно только профессионалам. Если вы дадите в газету объявление «ищу реставратора», то на него, конечно, кто-нибудь откликнется. Но доверять ему свою икону или картину можно только после того, как вы убедитесь, что перед вами настоящий профессиональный реставратор.

Реставрация икон

Реставрация икон – эта та область реставрации, которая не прощает ошибок при ее выполнении. В реставрационной мастерской, куда вы обратитесь за художественной реставрацией, обязательно должны работать специалисты, которые досконально знают технологию написания икон, а также технологию их восстановления. Как правило, реставратору приходится восстанавливать икону, начиная даже не с изображения, а с ее основы.
Реставрация икон, реставрация картин, реставрация карт, реставрация мебели – для всех этих областей первой операцией по восстановлению будет определение дефектов и недостатков, которые требуют исправления.

 

Реставрация картин

Картины стареют. Будь то картина Васнецова, картина Дали, картина Айвазовского или картина Пикассо - холсты со временем ветшают, краски тускнеют, основа провисает… Одним словом, реставрация картин такая же неотъемлемая часть жизни картины, как замена масла для двигателя внутреннего сгорания, простите за столь резкое сравнение.
Реставрация картин - достаточно тонкий и трудоемкий технологический процесс, требующий специфических навыков и материалов. Мастерские, производящие реставрацию картин, должны быть оснащены специальным, довольно дорогостоящим оборудованием.
Классические реставрационные задачи, с которыми сталкиваются и борются специалисты:
- отслаивание красочного слоя
- прорывы холста
- провисание холста
- мелкие потери (сколы мазков)
- утраты/потери грунта
- потеря лаковой пленки
- загрязнения лаковой пленки
- провисание и фалды ("волны" по холсту)
- утраты/потери грунта
- перенос холста с картона на подрамник
и многие другие мелкие и глобальные "болезни" картин.

Реставрация масляной живописи

Какие только картины не попадают в реставрацию! Простреленные пулями и дробью. С рваными дырами - от того, что их роняли. Разрезанные на шесть-восемь частей - из-за того, что нелегально провозили через границу. Но главное, с чем приходится работать художникам-реставраторам, - просто старые картины, испорченные временем и плохим обращением. Итак, мы на экскурсии в мастерской реставрации масляной живописи при Государственном Русском музее. Наш гид - заведующая мастерской Ирина Корнякова.

С чего начинается реставрация:
- Чтобы выявить все повреждения, картину, поступившую в реставрацию, первым делом фотографируют в косом свете, - говорит Ирина Николаевна.
В косом свете обнаруживаются дефекты, которые мало заметны в прямом свете: выпуклости и продавленности, деформация холста. Кстати, о холсте. На старой картине он "перегорает" от масла, содержащегося в грунте. И если степень "перегорания" высока - до ветхости, реставраторы наклеивают на авторский холст новый. Этот процесс называется дублированием - в том смысле, что холст становится двойным, но не заменяется на новый.
Однако, чтобы холст "перегорел", ему должно быть лет двести-триста. А начиная с двадцатого века, когда натуральный масляный грунт был заменен на синтетический, текстильный холст и вовсе получил шансы на долгую-долгую жизнь...
Для картины осетровый клей
Промывка и укрепление картины - еще одна стадия реставрации. Прямо в мастерской реставраторы варят рыбий клей - из плавательных пузырей осетровых пород рыбы.
Готовый осетровый клей смешивают с медом в пропорции один к одному. Затем этот состав - еще теплый - кистью наносят на картину. А сверху на всю поверхность приклеивают папиросную бумагу. Реставратор берет в руки теплый утюг и гладит им по бумаге.
Под действием тепла рыбий клей проникает внутрь картины, растекается по трещинкам в лаковом и подлаковом слоях. Одновременно происходит укрепление и выравнивание красочного слоя и грунта в тех местах, где имеются деформации.
- Укрепление живописи рыбьим клеем и теплым утюгом - древний способ, - поясняет Ирина Корнякова, - его используют несколько веков.
А папиросную бумагу с поверхности картины реставратор удалит ватным тампоном, смоченным в теплой воде. Вместе с бумагой уйдет и часть загрязнений - то, что накопилось в трещинках картины.

Утюг - древнейшее орудие реставратора.
Какие еще загрязнения остались на картине? Тут на помощь реставратору приходит специальная люминесцентная лампа. Свет от нее направляется на картину, и под ним проявляются темные пятна. На языке реставраторов эти пятна называются "записи". Это то, что пририсовано не авторской, а посторонней рукой. Например, в процессе домашнего хранения отшелушилась краска или образовалась трещинка, и владелец картины или горе-художник закрасили, замазали изъян краской. Вот от этих "записей" реставратору и предстоит очистить картину.
- А еще в свете люминесцентной лампы хорошо видна толщина слоя лака на картине, - рассказывает реставратор. - Ведь лак зачастую наносился неравномерно - с выпуклостями, сгустками. В таких местах высвечивается белесая пленка.
Между прочим, лаковый слой - важный свидетель. Он говорит исследователям, авторская подпись на картине или нет. Автор обычно расписывался под лаком, прямо по красочному слою. А если подпись нарисована по лаку, то имя художника сразу вызывает вопрос.

Итак, толстый слой лака реставратор будет утончать, выравнивать. Как? При помощи специальной эмульсии, которая растворяет лак. Эмульсия-растворитель подбирается совместно с химиками, которые предварительно исследуют состав лака.
Рабочие инструменты реставратора на этом этапе - скальпель и ватный тампон. Сколько слоев лака надо снять реставратору? Чем старее картина - тем больше. Если картина хранилась в домашних условиях, то ее периодически "освежали" лаком. Даже не потрудившись перед этим протереть картину от пыли и печной копоти.
Вот эти межлаковые загрязнения и уйдут с картины вместе со старым, пожелтевшим лаком. А заодно с ними - "записи", более поздние подновления картины неавторской рукой.
Но до каких пор реставратор снимает лак? Где тот предел, у которого надо остановиться? Тут подсказчики - опыт и интуиция. А еще - звук. Реставратор слушает, как шуршит по лаку ватный тампон, смоченный в растворителе. Как только доходишь до "макушек" авторской живописи, звук меняется. Ведь одно дело - лак, и совсем другое - масляные краски, это две разные субстанции. Вот зачем реставратору тишина. И не случайно к ней призывают памятки, развешанные по стенам мастерской.
Хотя на практике по полного снятия лака дело, как правило, не доходит, реставраторы лишь утончают слой лака до авторского (первый слой лака автор обычно кладет своей рукой). Налет времени на предметах искусства всегда ценится выше, чем впечатление свежести и новизны. Картины, реставрация картин, восстановление масляной станковой живописи, худ картина реставрация, санкт петербург, москва, картины васнецова, Картины, реставрация картин, восстановление масляной станковой живописи, худ картина реставрация, санкт петербург, москва, картины васнецова, картины художников, художники, натюрморт, пейзажи, картины художников, художники, натюрморт, пейзажи.
Последние штрихи
На расчищенной от лака и "записей" картине открываются все повреждения - облупившаяся краска, грунт, которые кем-то когда-то были закрашены, чтоб картина выглядела "поприличнее".
В пределах этих утрат реставратор и начинает музейное восстановление красочного слоя. Там, где утрачен авторский грунт, накладывает грунт реставрационный. Состав грунта подбирается на основании микрохимического исследования химлаборатории.
А уже поверх грунта наносятся краски - строго в пределах утрат. И последняя точка - картина покрывается лаком. Все, реставрация закончена.
- Сколько времени уходит на реставрацию одной картины? Полгода, год. Реставратор обычно работает не только с реставрируемой картиной, он постоянно отвлекается на текущие дела - музейные выставки, семинары...
Одна из последних работ мастерской - картина "Василий Третий", написанная неизвестным художником во второй половине XVIII века.
В Русский музей "Василий Третий" попал из частной коллекции двадцать лет назад. Время написания картины датировали искусствоведы, а реставраторы дату подтвердили - при реставрации они обнаружили в составе красочного слоя аури-пигмент - краску на основе природного минерала из Персии. Эта краска известна в России с XII века, ее использовали до второй половины XIX века, пока не появился искусственный пигмент.

Но все же, чтобы картины не портились нужно за ними правильно «ухаживать».

1. Масляные картины необходимо протирать мокрой тряпочкой, которая смочена в тепленькую воду, а затем после того как картина подсохнет протереть сухой тряпочкой.

2. Картины, написанные масляными красками можно протирать и молоком, а затем протереть сухой тряпочкой.

3. Если картины выполнены акварельными или темперными красками, то их влажной тряпочкой протирать нельзя.

4. Можно также картины, выполненные масляными красками протирать взбитым яичным белком, а затем протереть насухо мягкой тряпочкой.

5. Картину, которая выполнена масляными красками, необходимо повесить сбоку от окна, таким образом, на ней не будут видны отблески света.

6. Картины, выполненные акварельной краской надо повесить так, чтобы на нее не падал солнечный цвет, в противном случае она будет выцветать.

7. Наклонно картину вешать не надо, таким образом, искажается вид картины и не очень удобно за ней ухаживать.

8. Бронзовые рамы, а также позолоченные необходимо мыть мыльной водой с добавлением нашатырного спирта. После чего рама протирается насухо мягкой суконной тканью. Можно также позолоченные изделия смазать разрезом луковички, после чего протереть насухо тряпочкой.